Аггрегаторы — инфо-монополии будущего

Как учат нас классики марксизма-ленинизма, концентрация капитала стремится в пределе к монополии. Это когда одна организация полностью подгребает под себя весь рынок. При этом за счет увеличения масштаба и единого управления ресурсами, монополия становится намного более эффективной, по сравнению с обычным хаотичным рынком.

При всех отрицательных для потребителя моментах монополии, как то: назначение максимальной цены за товар, в отсутствии конкурентов и максимальную степень эксплуатации, сама монополия старого типа заинтересована в развитии собственного капитала. Это означает, что она вынуждена вкладывать деньги в исследования, в обучение персонала, в строительство новых производств, создание систем управления, поддержания качества и т.д. В общем во все, что мы понимаем под наращиванием капитала, как физического, так и человеческого, управленческого, знаниевого и т.д.

Делает она это не просто так, а для поддержания своего доминирующего, особого положения на рынке. Но само развитие монополии приводит к появлению бизнесов, обслуживающих ее, позволяющих ей работать максимально эффективно, выносить некоторые свои функции на аутсорсинг. При этом накопление капитала позволяет монополии вкладываться в долговременные проекты, которые недоступны обычным бизнесам, как то создание новых авиационных моторов, ракетной техники или атомных станций. Не без помощи государства конечно. Не зря говорят о государственно-монополистическом капитализме. Государство рассматривает монополию, как долговременного партнера, которому может доверить проекты, с длительным сроком эксплуатации и окупаемости, без большого риска. В самом деле, не доверишь же владельцу шаурмячной строительство крупной ГЭС. Кроме этого государство получает свою долю в виде налогов с монополии.

Теперь посмотрим незамутненным глазом на новые агрегаторы типа Яндекс такси, Аптека.ру, Авито, Алиэкспресс и т.д и т.п. Их существенное отличие в том, что они не создают реальный, зримый капитал, не вкладывают деньги в обучение таксистов, аптекарей, продавцов и покупателей. Не строят производства, не создают даже пункты продаж, не арендуют недвижимость. При этом они даже налоги стараются по максимуму оптимизировать. Выносят свои представительства в налоговые гавани, всячески оптимизируют прибыль и т.д. Это новообразования, которые не создают новый капитал практически ни в какой привычной форме. Не улучшают мир в плане добавления новых, физически осязаемых вещей.

Чем же они занимаются? А занимаются они управлением. Управлением потоками информации. От покупателя к продавцу, от продавца к исполнителю. Все существенные, зримые, физические функции вынесены в аутсорсинг. Самое главное отличие от старых монополий, это то что новые монополии не создают капитал, а паразитируют на уже существующем. Не отжимают кусочки пространства у мелких фирм за счет лучшей организации и эффекта масштаба, а просто тупо налагают свою бизнес-схему на существующую реальность и реальность трещит и прогибается под них. » Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется…»

Более того, они создают среду обитания бизнесов, становятся тем самым воздухом, которым дышат бизнесы. С монополией можно бороться, но можно ли бороться с воздухом которым дышишь, с водой, которую пьешь, с землей, на которой стоишь. Скоро будет так: Или ты в игре (взаимодейстуешь с агрегатором) или мертв (вне бизнеса). Если останется только Яндекс.такси (а к этому, похоже и идет), ты сможешь стать таксистом только через него или никак. И тогда никого не будут волновать, сколько процентов от выручки он забирает.

Самое интересное, что наличие агрегаторов меняет и бизнес среду. У агрегаторов есть требования к партнерам. И эти требования запихивают любого в прокрустово ложе отдельной единички, типового винтика машины агрегатора. Типизируются бизнеспроцессы внутри бизнесов, корежатся под единый стандарт. Бизнесы максимально измельчаются, вплоть до отдельных людей. А люди ороботовляются или обиоробочиваются. Их стравливают между собой в ежедневной конкурентной войне. Но при этом не возникает ощущения вовлечения в единый производственный процесс, как на старых предприятиях монополий, поскольку все ячейки бизнес-схемы агрегаторов между собой не взаимодействуют напрямую. Только через систему. Нет предпосылок к созданию профсоюзов (представьте себе профсоюз водителей Яндекс.такси), стачек и прочей классовой борьбы.

Вокруг агрегаторов не возникают новые бизнесы, за исключением включенных уже в бизнес-схемы и максимально стандартизированных. Агрегаторы не заботятся о росте капитала, оставляя все заботы о нем своим партнерам. Наоборот, задача Агрегатора максимально быстро выжать капитал из партнеров, наплевав, на то, как быстро выгорит человек, бизнес или физическое оборудование. И оплата людей стремится к средней, по данной местности. Не зря владелец аптеки говорил, что с 180-200тр он спустился на оклад обычной зав аптеки. А водители такси получают теперь не по 120-150тр в мес, а 35-45тр при интенсивном труде. При этом Яндекс не несет никакой ответственности за своих «партнеров». (Как там: «я не халявщик, я партнер!»). Ни больничного, ни соцстрахования, ни выплат по инвалидности, ни отпуска. Ни-че-го! Прежним монополистам это и не снилось. И как вишенка на торте: теперь все средства производства принадлежат этим «партнерам». Такси — водителю, аптека — аптекарю, производство — клиенту Алибабы. Агрегатору принадлежит лишь информация и контроль над ней. Именно с него агрегатор и получает свой гешефт.

Итак, суммируя вышесказанное:

1. Агрегатор не вытесняет никого с рынка, а сознает среду, в которой и проистекает работа рынка. По сути агрегатор и есть теперь рынок.

2. Агрегатор не развивает никакие виды капитала. Он паразитирует на существующих капиталах, эксплуатирует информационно-управленческую часть процесса и получает свой гешефт именно с нее.

3. Наличие агрегатора на рынке приводит к атомизации и гомогенности (однородности и одинаковости) всех бизнес партнеров агрегатора. К равномерному снижению оплаты труда людей к среднерыночной, без возникновения никаких социальных обязательств к ним. Получение повышенного дохода возможно только за счет увеличения рабочего времени.

4. Агрегаторы стремятся всячески избегать уплаты налогов, размещаясь в налоговых гаванях, скрывая доход или оптимизируя его. И это им удается, поскольку они не связаны, как монополии прошлого производствами, недвижимостью, инфраструктурой и т.д. Иногда находятся даже вне юрисдикции того государства, в котором получают прибыль.

Избавившись от необходимости развития капитала, информационные монополии, резко укрепили управляемость рынка, по существу став им. И резко повысили прибыльность, практически исключив деловой риск.

Если заглянуть в недалекое будущее, мы увидим однородный гомогенный человейник, который управляется сетевыми структурами агрегаторов. Человек выставляет свои способности на общей сетевой бирже труда и динамически производится формирование временных коллективов, под решение отдельных задач. При этом каждый человек может одновременно работать в нескольких проектах. Его оплата зависит от предыдущих выполненных работ и отзывов заказчиков. Будущее туманно. А социалки нет вообще. Это сразу же приведет к уничтожению среднего класса: чиновников, мелких хозяйчиков, высокооплачиваемых управленцев. Любого министра можно будет заменить динамически собираемым коллективом экспертов по каждому конкретному вопросу. Отработали-разбежались. Понятно, что такие структуры будут управлятся ИИ, сначала слабым, а потом и сильным.

Если сейчас вопрос смены формации в России затруднен, в силу того, что за годы после перестройки сформировался целый средний класс, десятки миллионов людей, которым есть, что терять. И попытка перехода к социализму приведет к новой гражданской войне. То при построении вышеописанного общества останется только нижняя полка 99% населения под гнетом агрегаторов и 1% владельцев и обслуживающего персонала агрегаторов. И когда к владельцам агрегаторов постучатся люди с холодными руками, горячими головами и чистыми сердцами, то никто за них не поднимется. Большинство даже не заметят ничего. Это и будет глобальный коммунизм.

А вот если людей с чистыми, горячими и холодными частями тела не останется и некому будет стучаться, то это будет глобальный фашизм и конец истории человечества

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий