И снова лемовская Summa Technologiae — на этот раз автономный мобильный РОБОМАГАЗИН
Чем хорош мобильный робомагазин – и можно ли построить его уже сегодня?
Розничная торговля в городах выглядит механизмом, отполированным до блеска, и потому изменениям уже не подверженным. За последние пару десятилетий здесь будто бы были сглажены последние острые углы: некоторую часть продаж обеспечивает независимая мелкая розница, остальное приходится на долю крупных торговых сетей. И цены, кажется, тоже доведены до возможного минимума. Однако спокойствие это обманчивое. Как раз сейчас здесь назревают перемены, которые обещают сильно перекроить торговый процесс. Иначе говоря, зреет революция, спровоцированная накопившейся массой новых технологий.Направлений, на которых количество скопившихся инноваций наиболее велико, два. Первое — это уменьшение издержек на транспортировку товаров массового спроса. Сегодня их развозят по торговым точкам на грузовиках, работающих на солярке и управляемых человеком. Однако уже в ближайшие годы грузовой транспорт может быть переведён на электрическую тягу и станет самоуправляемым, что снизит транспортные расходы в разы. Над решением этой задачи так или иначе уже работают множество производителей, включая Tesla Motors, Ford, GM, Volvo и др.
Но сегодня речь пойдёт о другом направлении: о новом формате магазинов. Пока ещё покупателю приходится в магазины ходить или ездить, выбирая между дешёвым, но удалённым от дома, крупным торговым центром и близким, но со скудным ассортиментом и часто дорогим, «карманным» районным магазинчиком. Третьего до сих пор дано не было, но это может измениться в самом ближайшем будущем. Как раз сейчас в Китае ведутся испытания такого магазина — поистине, представляющего собой букет высоких технологий. Однако пусть вас не введёт в заблуждение его «футуристичность». На самом деле до момента, когда мы увидим подобные торговые точки на наших улицах, осталось меньше времени, чем можно подумать.
Итак, встречайте: Moby Mart (рабочее название: Wheelys 247) от шведской компании Wheelys. Внешне это длинная колёсная платформа, на которой размещён забранный стеклом торговый павильон. Фишка в том, что обслуживающий персонал для него не требуется. Не требуется совсем! Moby Mart самостоятельно приезжает в назначенную точку, включает свет в витринах и ждёт посетителей. Как только к магазину подходит человек, для него выдвигаются ступеньки и распахивается дверь. Внутри — ряд прилавков, каждый товар на которых помечен собственным QR-кодом.
Выбрав нужное, покупатель просто сканирует QR-метку своим телефоном и тем самым автоматически оплачивает товар. Покупки выдаются немедленно, либо на выходе, обычно упакованные в стандартную картонную тару. Что это может быть? По задумке авторов, прежде всего продукты, готовые к употреблению, плюс мелкие бытовые принадлежности. Однако ничто не мешает продавать так и вещи более крупные и дорогие, включая обувь, медицинские товары и т.п. Кроме того, возможно некоторым покупателям будет легче оформить заказ через интернет, а в магазин забежать буквально на несколько секунд, уже только за покупкой.
Зачем нужен этот «цирк на колёсах»? Затем, что он решает сразу несколько фундаментальных проблем современной розницы. И прежде всего сокращает до минимума расстояние между покупателем и продавцом. Робомагазин может приехать туда и тогда, где и когда он более всего необходим. Например, в дни сессии припаркуется напротив университета, а в дни больших праздников — в местах народных гуляний. Лучше того, и ассортимент он может подбирать заранее, анализируя статистику прошлых продаж. Таким образом удастся обслужить больше покупателей и реализовать больше товаров. Ну, а опустеют полки — Moby Mart самостоятельно съездит на склад за пополнением.
Но это ещё не все плюсы мобильного робомагазина. Отсутствие обслуживающего персонала позволяет сэкономить и сделать график работы максимально гибким. Нет водителя и продавца — значит, нет нужды платить зарплату и торговая точка способна трудиться круглосуточно, меняя дислокацию и обновляя ассортимент в любое время дня и ночи. А ещё ускоряется обслуживание клиентов, потому что весь процесс, от оплаты до выдачи товара, автоматизирован. Кстати, Wheelys уже не первая и далеко не самая крупная компания, занятая конструированием робомагазинов. Совсем недавно похожим экспериментом нашумел гигант интернет-розницы Amazon.com — у которого без продавцов и кассиров работает пробный стационарный торговый павильон.
Наконец, полная автоматизация процесса розничной торговли позволяет избавиться от наличных денег, то есть устранить ещё один фактор риска и тормоз на пути прогресса. Наличность — это подделки, медленный подсчёт, ошибки, грабежи… Развитые страны явно движутся курсом на экономику без бумажных денег, да и нам стыдиться нечего: например, согласно самой свежей статистике, россияне теперь «расплачиваются телефоном» чаще американцев.
Таков базовый вариант робомагазина, с некоторыми ограничениями уже испытываемый в студенческом городке одного из китайских университетов. До следующего года разработчики планируют оснастить его ещё несколькими инновационными функциями: в частности, распознавать покупателя по манере ходьбы (чтобы обслуживать сразу нескольких человек), усадить на крышу нескольких дронов (для оперативной доставки мелких интернет-заказов), запитать автоматику от солнечных батарей. Но это в будущем, а сейчас..
А сейчас — в своём базовом варианте, приезжающем на место работы под контролем человека — Moby Mart уже работоспособен. За исключением самоуправления на дороге, в нём нет ни единой функции, которую было бы невозможно реализовать с помощью технологий, доступных простому потребителю.
Судите сами: предзаказы через интернет — легко, безналичная оплата — без проблем, хоть картами, хоть приложением на телефоне (Android Pay, Apple Pay, Bitcoin и пр.), QR-кодирование — функция давно отлаженная, и даже автоматическая выдача товара уже широко используется (в киосках самообслуживания, торгующих чипсами и мелкой всячиной). Следовательно, по большому счёту, остаётся решить только проблему защиты от нежелательных посторонних воздействий — ведь на робомагазин наверняка станут покушаться как минимум хулиганы, а может быть и грабители. Но тут уже требуются не высокие, а самые что ни на есть обыкновенные грубые технологии.
В результате мы имеем магазин, работающий в режиме 24/7 и делающий это необыкновенно дёшево. Wheelys обещает за год изготовить и испытать несколько прототипов, а после предложить франшизу для всех желающих завести собственный мобильный автоматический магазин. Впрочем, к тому моменту идею наверняка подхватят и другие производители — стартапы и уже состоявшиеся предприятия, вроде той же Amazon. Почему бы и нашим энтузиастам не реализовать что-то подобное своими силами? Получится, как считаете?
Источник: http://gosvopros.ru/job/qualification/mobymart/
© Gosvopros.ru
Последние комментарии