Трансформационный кризис или кризис трансформации?

logo журнала совет директоров

Нынешнюю экономическую ситуацию в России часто определяют как кризисную. Одновременно уже второй год ключевые члены Правительства РФ говорят о преодолении кризиса и скором выходе на траекторию экономического роста. Здесь присутствует терминологическая путаница. Кризис буквально означает поворотный пункт, и в этом смысле он закончился в 2014 или в начале 2015 года. Спад производства и потребления, который обычно и политики, и публицисты называют кризисом, а экономисты именуют рецессией, несомненно, продолжается. Все разговоры о прохождении дна кризиса в обыденном смысле слова являются вербальной интервенцией, или фигурой речи. Рецессия закончится, когда ВВП будет расти два квартала подряд или, что то же самое, инвестиции и потребление домашних хозяйств покажут положительную динамику в течение того же периода. Девальвация национальной валюты, наращивание государственных расходов, запасов и чистого экспорта могут на какое-то время сказаться на динамике ВВП, но рост будет неустойчивым.
К рецессии ведут самые разнообразные причины: финансовые, биржевые, банковские, валютные и другие кризисы, вызванные как внутренними диспропорциями, так и внешними шоками.

«За неповторимостью любого кризиса скрывается поразительное их сходство друг с другом». Майкл Крайтон. «Штамм «Андромеда»

С кризисами и последующим спадом человечество сталкивалось на протяжении всей своей истории. Их причинами обычно становились войны, стихийные бедствия вроде засухи или эпидемий, экологические катастрофы. Причем все эти причины обычно накладывались одна на другую и выступали в пакете.
Но около 200 лет назад была замечена периодичность в возникновении и развитии кризисов, что привело к созданию множества теорий делового цикла. Прежде всего, появилось несколько вариантов инвестиционной теории цикла. Кризисы и спады деловой активности вызывались периодическими колебаниями инвестиций в основной капитал (классическая политическая экономия и К. Маркс), товарные запасы (М. И. Туган-Барановский) и, наконец, Дж. М. Кейнс и его многочисленные последователи.

На другой причине возникновения циклических колебаний в экономике акцентировали внимание сторонники монетарной теории, в частности — М. Фридман. Справедливости ради следует отметить, что на денежный характер рыночной экономики и, следовательно, на роль колебаний денежного предложения, процентных ставок и финансовых спекуляций в циклическом воспроизводстве обращали внимание социалисты еще в первой половине XIX века (Прудон, Маркс).

Йозеф Шумпетер попытался, во-первых, рассмотреть взаимодействие деловых циклов различной продолжительности и, во-вторых, выявить то общее, что лежит в их основе. Таким образом, он создал инновационную теорию цикла, когда в основе каждого цикла лежит сгусток инноваций различного масштаба и глубины.

В основе информационной теории цикла (Л. Ф. Мизес, Ф. Ф. Хайек) лежит накопление ошибок при принятии решений экономическими субъектами. Поскольку информация по совершенным сделкам используется для принятия других решений, ошибки накапливаются, что и приводит к корректировке в виде финансовых и экономических кризисов.
Известны и психологические теории цикла, когда оптимистические и пессимистические настроения инвесторов сменяют друг друга. При этом чем дольше длится период подъема, тем выше оптимизм и ниже восприятие риска и наоборот. Эти факторы учитывал в своей теории и Дж. М. Кейнс, и его друг и оппонент А. Пигу.

Любопытна и такая точка зрения на природу цикла, которую впервые сформулировал В. К. Дмитриев, когда разрозненные решения субъектов приводят к колебательным процессам системы, подобно тому, как случайные столкновения молекул приводят к возникновению волн.

У. К. Митчелл считал, что все теоретические концепции в целом правильно выделяют важнейшие факторы, вызывающие кризисы и последующие колебания деловой активности. Экономисты же могут и должны дать количественную оценку вклада каждого из них и тем самым объяснить причины кризиса и выхода из него.

Кроме указанных выше концепций, следует помнить о том, что причиной кризиса и последующей рецессии может стать и внешнее воздействие, играющее роль того дополнительного фактора, о котором писал М. Крайтон. Внешние шоки или инфекции действуют в наибольшей степени на национальные экономики тех стран, которые тесно связаны с другими, и интенсивность воздействия тем выше, чем слабее национальная экономика.

Еще один тип кризиса можно определить как трансформационный. Он возникает в том случае, когда в стране происходит резкое изменение базовых институтов, что является следствием революционных изменений в экономике и обществе. Причина видится в том, что старые институты уже не работают, а новые еще не стали эффективными. Обычно это сопровождается масштабными перераспределениями собственности и доходов, ростом неопределенности и рисков, что влечет разрыв хозяйственных и иных связей, необходимость многократно страховать сделки, резко расширяются масштабы мошенничества и других видов преступности и т. п. Другими словами, в периоды трансформации экономической системы взрывообразно нарастают транз-акционные издержки, что и приводит к длительной рецессии или стагнации.

Так называемые большие кризисы случаются редко, и каждый раз они приводят к существенным институциональным изменениям. К таким кризисам относят «долгую депрессию» 1873—1879 гг., «великую депрессию» 1929—1933 гг. в США и послевоенные депрессии в Германии. В нашей стране это, несомненно, период с 1989 по 1998 годы и, возможно, нынешнее время.

«Любой кризис зарождается задолго до того, как фактически разразится». Майкл Крайтон. «Штамм «Андромеда»

В принципе, экономика обречена на непрерывный рост, поскольку экономические субъекты ориентированы, по крайней мере в теории, на рост доходов и потребления. Но эту благостную картину портят два обстоятельства. Во-первых, определенная часть субъектов предпочитает улучшать свое положение за счет других. Во-вторых, технологические и социальные инновации приводят к вытеснению отдельных социальных групп, производств и даже целых отраслей и регионов на периферию экономической жизни и маргинализируют людей, с ними связанных. Собственно, нарастание этих противоречий и диспропорций приводит к кризису. Важную роль как в нарастании противоречий и диспропорций, так и в их разрешении играет государство. Часто стремление лечить симптомы, а не саму болезнь приводит к тому, что технологическая и социальная структуры консервируются. Это приводит не к разрешению кризиса, а к его оттягиванию, из-за чего он оказывается еще более глубоким и разрушительным.

«Кризис творится людьми, которые вступают в него со всеми своими предрассудками, пристрастиями и предубеждениями». Майкл Крайтон. «Штамм «Андромеда»

Кризис начала 1990-х годов был прямым следствием хаотичной экономической политики предшествующего периода, когда правительство металось между стремлением ускорить экономический рост и сбалансировать потребительский и прочие рынки. В историю вошла либерализация цен, которая привела к гиперинфляции. Но денежный навес создавался еще с 1970-х годов, и особенно после 1985 года. В памяти людей сохранилось убеждение в том, что либерализация цен 2 января 1992 года сделала их нищими, но человек становится обворованным в тот момент, когда у него вытащили кошелек, а не в тот, когда он это обнаружил. Поэтому падение производства и потребления, рост цен в 1992 году на совести предыдущих властей. Но вина за последующее экономическое развитие страны лежит уже на новом Правительстве России.

«Характерная особенность всех без исключения кризисов — их предвидимость в ретроспективе». Майкл Крайтон. «Штамм «Андромеда»

Не во всех кризисах виновато правительство. Часто экономика бывает инфицирована извне. Таковыми для России стали шоки: 1998 года, источником которого стал азиатский кризис, и 2008 года, связанный с обрушением рынка ипотечных облигаций в США. Но реакция экономики на внешние шоки и правительства на внешние вызовы могут быть разными. Если в экономике имеются резервы производственных мощностей и рабочей силы, а сама экономика достаточно гибкая, то выход из рецессии занимает немного времени, хотя потери могут быть велики. Это целиком относится к 1998 году. С другой стороны, если у государства большие резервы, появляется искушение залить кризис деньгами. Это мы наблюдали в США, ЕС и в России с 2008 года. Для нашей страны это означало, что за восемь лет экономика страны практически не выросла.

Часто встречающиеся в публицистике и даже научной литературе объяснения последней отечественной рецессии событиями в мировой экономике, например падением цен на нефть, или геополитике (санкции) не выдерживают критики. Стагнация промышленного производства и инвестиций наблюдалась еще с конца 2012 года, что компенсировалось продолжающимся ростом торговли и финансового сектора. В результате существенно снизились темпы экономического роста. Но уже в 2013 году, несмотря на то, что цены на товары отечественного экспорта выросли и оказались выше прогнозных (например, на нефть на целых 10 долл. США за баррель), показатели экономического роста оказались в пределах статистической ошибки, а инвестиции в основной капитал демонстрировали отчетливое снижение. На этом фоне неудивительно, что в 2014 году Россия вступила в рецессию, отягощенную негативным внешнеполитическим и внешнеэкономическим фоном. Самое неприятное в нынешней рецессии состоит в том, что наметилась долгосрочная тенденция на снижение реальной заработной платы и денежных доходов населения, особенно с учетом роста обязательных платежей. Такое в нынешнем веке наблюдается впервые.
Экономисты самых разных взглядов и направлений заговорили об исчерпанности нынешней модели экономического развития страны. Различные их группы приступили к разработке своих вариантов выработки программ выхода на траекторию устойчивого экономического роста. Какой из вариантов экономической политики (Комитета гражданских инициатив, Столыпинского клуба или что-то иное) будет выбран, мы узнаем в ближайшее время после принятия бюджета на 2017 год.

Владимир Клисторин, доктор экономических наук, профессор НГУ

Статья из журнала Совет Директоров, перепечатывается с разрешения автора

Читайте также:

Добавить комментарий