Работа будущего — 65% профессий еще не известны

РАБОТА БУДУЩЕГО: К ЧЕМУ И КАК ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ

До 65% профессий, где будут заняты нынешние ученики младших классов, еще не существуют, говорится в докладе Всемирного экономического форума. С учетом последствий автоматизации рабочих мест, какие профессии отомрут, а какие появятся и какими навыками должны обладать наши дети, чтобы стать успешными?

Эксперт по образованию Тони Вагнер выделил семь качеств, которые необходимы людям, чтобы реализовать свой потенциал в будущем с учетом последствий автоматизации рабочих мест.

Критическое мышление и решение проблем

Сегодня детей мы учим отвечать на вопросы, но пренебрегаем тем, чтобы учить их задавать правильные вопросы. А между тем именно это основа критического мышления. Прежде чем решить проблему, надо уметь критически проанализировать и подвергнуть сомнению причину ее возникновения. Вот почему критическое мышление и решение проблем связаны друг с другом.

Сетевое сотрудничество и лидерство путем убеждения

В ближайшие пять лет временные и удаленные работники составят в среднем 40% от численности работников компании. И все больше штатных сотрудников будут работать в виртуальной среде. Будущие работники должны быть готовы к совместной работе посредством цифровых решений и с людьми, которые от них сильно отличаются. В таком контексте лидерство в команде связано не с иерархической властью, а с влиянием и убеждением.

Гибкость и адаптивность

Наше традиционное образование и трудовой менталитет придуманы для обычной и фиксированной процедуры. В эпоху технологий мы должны быть гибкими и адаптивными к непредсказуемым последствиям революционных потрясений. Возможно, нам придется каждый раз заново изучать навыки и мышление, которые требуются в данный момент, и отказываться от тех, которые больше не нужны.

Инициативность и предпринимательство

Большинство учеников развивает чувство инициативы и предпринимательские навыки вне школы. Учебные планы акцентированы на краткосрочных тестах и знаниях и не способны вдохновлять творцов и новаторов. Обучаем ли мы молодых людей быть лидерами? Призываем ли их проявлять инициативу? Доверяем ли мы им решение глобальных проблем? Даже в бизнесе с трудом удается заполучить сотрудников, которые постоянно «ищут новые возможности, идеи и стратегии для улучшений».

Эффективная устная и письменная коммуникация

Внятное общение — это не просто вопрос правильного использования языка и грамматики, а продолжение ясного мышления. Можете ли вы представить свой аргумент убедительно? Можете ли вы заразить окружающих своей страстью? Можете ли вы кратко изложить основные моменты того, что пытаетесь сказать? Умеете ли продвигать себя или продукт? Навыку внятной коммуникации можно научиться.

Оценка и анализ информации

Резко вырос доступ не только к информации, но и к дезинформации, поэтому важно уметь критически оценивать ее источник и содержание. Однако немногие умеют это сегодня.

Любопытство и воображение

Требуется мощное воображение, чтобы представить себе прорывы, а затем воплотить их в жизнь. Альберт Эйнштейн говорил, что «воображение важнее знаний». Мы же загружаем учеников информацией вместо того, чтобы дать им возможность задавать вопросы и искать ответы. Любопытству и нешаблонному мышлению в школе должно уделяться не меньше внимания, чем физике или математике.

Присоединяйся к FastSaltTimes в Facebook, Вконтакте, Телеграм, Twitter

Между этими семью навыками и фокусом сегодняшнего образования существует огромный разрыв. Нужно учить детей задавать вопросы, а не отвечать на них. Нужно готовить их к жизни, а не к поступлению в университет. Помимо воспитания эффективных работников, нужно воспитывать лидеров и новаторов. Это не только радикально изменит будущее образования и трудовых ресурсов, но и преобразит мир, в котором мы живем.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
КСЕНИЯ АНДРЕЕВА
руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ)

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Сейчас весь мир озадачен вопросом, какие потребности в профессии возникнут в скором будущем. В этом смысле нам есть чем гордиться, мы совместно с Московской школой управления «Сколково» разработали проект «Атлас новых профессий» — современный инструмент профнавигации. Практика прогнозирования профессий по нему уже пилотировалась в Армении и Вьетнаме.

Наиболее востребованными будут профессии, связанные программированием информационных систем, разработкой и доработкой искусственного интеллекта, анализом и управлением большими данными. Это сквозная компетенция, которая представлена во многих отраслях. К примеру, если раньше токарь-фрезировщик был человеком, который выполнял монотонные действия руками, и его навык напрямую зависел от стажа и количества совершенных ошибок, то сегодня он в первую очередь – программист. Будущее не наступает внезапно, уже сейчас можно заметить, как меняются профессии в зависимости от проникновения технологий. В обозримом будущем самый большой риск потерять работу – у тех людей, которые занимаются рутинными процессами.

Что следует учить детям сегодня?

В первую очередь, это навык программирования. Это новая азбука. При этом важно сделать акцент именно на развитие алгоритмического мышления, а не выработке установки «это нужно знать». Искусственный интеллект сегодня проник практически во все сферы нашего быта, он есть во многих привычных вещах. И дети уже живут в новой реальности, которая очень быстро меняется. Приспособить ребенка к умению адаптироваться в сверхизменяющихся условиях – вот новый вызов. Не менее важным навыком станет умение обучаться друг у друга, перенимать навыки, учиться и учить сеть. В ближайшем будущем не останется универсального человека, способного создать что-то уникальное в одиночку. Все становится настолько сложным, что кооперация является единственным возможным способом решить поставленную задачу. Передовые команды, которые совершат новые прорывы, будут формироваться из ролевых моделей.
rabofutatf
Как АСИ помогает детям подготовиться к технологическому будущему?

В первую очередь, это поддержка лидерских проектов, которые помогают развивать компетенции будущего. Целый блок связан с программированием в игровой форме, такие проекты как Кодабра, Кодвартс, Алгоритмика. У нас есть задача показать родителям, как трансформируются привычные всем предметы и уроки в школах – изучение информатики может быть не рутинным процессом, а проходить в увлекательной для ребенка форме.

Несколько лет назад были единичными проекты по робототехнике, но уже сейчас это становится повседневной практикой в школах и специализированных кружках. АСИ поддерживает RobotoLab, Роботрек, подводную робототехнику в Дальневосточном федеральном округе, Robo – они уже сейчас открывают робототехнические клубы по франшизе по всей стране. Так, Robo открыт в 35 городах, продукт поставляется за рубеж – в финские школы. Еще один блок – привлечение внимания к аддитивным технологиям, к цифровому производству. Например, 3D технологии в образовании. Изначально это были небольшие практики, которым мы помогли тиражировать свой опыт.

Второе направление, по которому АСИ способствует развитию компетенций, это работа с крупными сетевыми проектами, например,WorldSkills. Мы способствуем подборке, апробации и внедрению новых компетенций блока FutureSkills. Пример такой интеграции — проект «Кибер Россия», который запускает компетенцию разработки компьютерных игр в рамках движения WorldSkills.

Наиболее активные регионы сегодня — это Новгородская область, Приморский край, Санкт-Петербург, Татарстан, Калужская область, с недавнего времени Республика Карелия. Открытие в регионах нашего формата коворкинг-центров «Точка кипения» способствует появлению так называемой «ядерной группы», сообщества единомышленников, представителей власти, бизнеса и общества, которые создают благоприятный микроклимат для развития и трансляции лучших образовательных практик.

В ближайших планах мы стремимся сместить фокус активности школ и центров дополнительного образования, с которыми нам удалось выстроить понятную коммуникацию, на каждого конкретного ребенка и его родителя. Именно поэтому мы, например, участвуем в рамках проекта «Атлас новых профессий» в создании настольных игр. Мы уверены, что в будущем будут важны не только hard-skills (прикладные навыки), но и soft-skills – командные навыки, тайм-менедмент, контроль стрессовых ситуаций и др. Проект «Олимпиада НТИ» по своей сути является командным, именно в команде ребята разрабатывают прототипы по 12 наиболее перспективным профилям Национальной технологической инициативы. Это связка, выступающая инструментом вовлечения самой молодой аудитории в логику сетевых рынков будущего, на которых Россия должна взять первенство за счет прорывных технологических решений.

ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

АННА БЕЛОВА
профессор Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, член Совета директоров ОАО «Unipro Россия», Tiscali S.p.A.

Детей надо учить, в первую очередь, уметь анализировать, систематизировать и находить нужную информацию. К сожалению, в сегодняшней системе образования дети учат то, что им предписано, а не то, что им интересно и что они сами могут выбрать. Трансформация системы образования Великобритании и США сейчас нацелена именно на возможность самостоятельного выбора и изучение предметов, к которым у детей есть склонность. При этом, конечно, базовый набор предметов является обязательным, речь идёт о современных и новых дисциплинах. Похоже, что мы можем столкнуться с ситуацией, когда методический материал дисциплины, которую изучают в школе или университете, к моменту использования этой дисциплины молодыми специалистами окажется уже безнадёжно устаревшим. В новых направлениях науки технологий и материаловедении знание развивается гораздо быстрее, чем создаются учебные материалы. Именно поэтому учить нужно как фундаментальным базовым основам, так и способности к самообучению, саморазвитию, использованию больших объемов информации и поиску в них необходимых именно тебе данных. В качестве полезных знаний и навыков для моих детей и внуков я вижу физику, математику, биологию, химию и такие новые направления как технологический дизайн, анализ данных, информационные технологии.

ТАЙЛЕР КОУЭН. СРЕДНЕГО БОЛЕЕ НЕ ДАНО. ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
ЕВГЕНИЙ КОБЗЕВ
сооснователь сервиса «Кнопка»

Мне кажется, человеку важно заниматься тем, что его интересует и глубоко трогает. Наездники и ветеринары до сих пор существуют или, скажем, хореографы тоже чувствуют себя неплохо. Мою старшую дочь интересуют изобразительное искусство, дизайн и языки. Думаю, ей нужно себя слушать, а не меня в вопросе «кем быть». Кроме того один из трендов последнего времени: человек за жизнь несколько раз радикально меняет род занятий. Точный расчёт тут не сработает, может только повезти.

ТЕХНОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ. СТАНЕТ ЛИ РАЗРЫВ МЕЖДУ БЕДНЫМИ И БОГАТЫМИ ЕЩЕ БОЛЬШЕ
АЛЕКСАНДР ЛАРЬЯНОВСКИЙ
управляющий партнер Skyeng

Отомрут и уже отмирают профессии из аккаунтинга — юристы и бухгалтеры. Отмирают все легко и быстро алгоритмизируемые профессии, чей вес в стоимости продуктов и услуг большой (водители такси, например). Умирают массовые рутинные профессии кассиров-продавцов. То же самое случится с рабочими строительными профессиями. В зоне риска все белые офисные воротнички. Расти же будут профессии в области прикладной робототехники (автоматизация в строительстве, сельском хозяйстве, финансах, машиностроении и т. д.), профессиональнейшие в IT. Из гуманитарных — все, что касается индустрии развлечений и киберспорта. Очень хорошо расти будет биоинформатика и медицина.

Детей важно научить отслеживать тренды и навыку непрерывного обучения. Своим детям рассказываю все самое интересное, что происходит во всех сферах, бужу их любопытство.

БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД КАК ОТВЕТ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗРАБОТИЦУ
АНДРЕЙ ДРОЗДОВ
директор по цифровым продуктам ПАО Ростелеком, сооснователь www.digital-platform.ru

Считаю, что мы проходим серьезный излом восприятия профессий как таковых. Отчасти «шок» от разовых изменений сбил ориентиры у большинства думающих людей. За последние 50 лет появились новые профессии, которых ранее не было и в помине: копирайтер, маркетолог, системный архитектор, SММ менеджер, комьюнити менеджер, не говоря уже о целом букете компьютерных специальностей.

Информатизация (и цифровизация) дала огромный рывок почти всем экономикам и обеспечила рост мирового ВВП выше средних показателей последние 20-30 лет. Безусловно, эффекты от полной цифровизации будут «толкать» вверх экономики стран еще какое-то время, но конкурентные преимущества в развитых странах уже почти сошли на нет — теперь в область информатики и цифровизации скорее выигрыш в «не потерять, не отстать», чем «выиграть, всех опередив» (ROI венчурных инвестиций стремительно снижается).

Почти готов выход на новую промышленную революцию, которая и будет заказывать музыку в ближайшие 20-40 лет:

интеллект машин — машины впервые научились делать что-то лучше самого профессионального человека (диагностика опухолей IBM Watson лучше, чем 99% врачей, самоуправляемые машины безопаснее человека в соотношении 10:1);

«железо» машин — материалы и достижения химии (графен и др.) за последние 20-30 лет сделали возможными Теслу, нерентабельную ранее сланцевую нефть, солнечные батареи с КПД выше, чем у электродвигателей, прочность полимеров и сплавов позволяет делать от сверхточных роботов-рук для сборки машин до роботизированных протезов человеку;

система машин и система управления — средства коммуникаций стали электричеством, впервые в истории человечества в ближайшие 20-40 лет мы полностью централизуем системы управления странами (округа, области, малые населенные пункты/части подвергаются централизации именно из-за того, что это возможно). Говорят, СССР и система Госплана не дожила 10-20 лет до того момента, когда ИТ сделали бы эту систему более эффективной, чем рынок. В Китае эта система дожила до такого момента;

связь биологических систем и машин — биомедицина, генная инженерия и связь человек-машина будут получать практическое применение (как принципы сотовой связи и мобильные телефоны из военных раций пришли в жизнь, подешевели и стали массовыми). Здесь ключевыми факторами успеха будущих профессионалов станут:

нахождение в контексте самых перспективных мест технологий (Силиконовая долина, медфакультеты Гарварда, практики в новых фармах);
умение находить и коммерциализировать применение данных технологий;
глубокая экспертиза и в биологии, медицине, и в ИТ, и в робототехнике. Это и сейчас так (посмотрите на хорошего врача-стоматолога).
Именно эти направления определят жизнь наших детей через 20 лет и их возможность устроиться на работу (тех, кто окажется без достаточного капитала, чтобы иметь пассивный доход). С учетом автоматизации и мирового демографического роста найти наемную работу в 2040-2060 годах в традиционных сферах (финансы, производство, услуги) будет крайне тяжело, и зачастую будет обеспечено передачей существующих «теплых мест» родственникам. Сужение предложения работы вообще создаст крайне высокую клановость и/или существенные барьеры на вход (т.е. нужно обладать капиталом, чтобы устроится на работу; чтобы заработать капитал, надо работать; получается замкнутый круг, если капитал не передан по наследству).

ОТПЕЧАТОК ТЕХНОЛОГИЙ: ЧТО СТАНЕТ С ПРЕСТИЖНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ
Тем не менее, как сейчас ИТ открывают новые возможности, по каждому из направлений будут открываться окна «сверхквалифицированных вакансий». Какие они будут, предположить сложно, хотя и можно. Однако очевидно, что даже минимальные преимущества начнут играть ключевую роль при их заполнении. Уже сейчас на вакансии в консалтинге или финансовой сфере в Сингапуре конкурс доходит до 50-200 свежих выпускников MBA, и счет идет на сотые доли различий в навыках, связях, софт-скиллах и банальной удачи.

Если говорить о факторах успеха по конкретным направлениям, то:

Массовые специальности никуда не денутся, лишь возрастут требования и конкуренция (в х5 в России, в х20 в развитых странах). И это означает необходимость изучать языки (китайский, испанский, хинди и т. д. — все, где будете работать), а также конкретные специфические навыки вашей профессии.

Интеллект машин и все прикладные области (от энергетики до медицины) — все области прикладного и фундаментальных разработок в области AI и ML будут еще лет 50 крайне перспективными. Для будущих работников это означает:

максимальную выгоду получат прикладники-применители технологий, и именно этот навык во всех аспектах стоит развивать;
бизнес-анализ во всех его аспектах незаменим, чтобы знать, где и как применять AI. Соответственно, критическое мышление, умение работать с данными, видение процессов и взаимосвязей, софт-скиллз для влияния на процессы и людей — требования к сотрудникам будущего;
видение и поиск новых точек создания ценности и УТП — и сейчас залог успешных предпринимателей.
«Железо» машин — для тех, у кого естествопознавательный склад ума. Это, скорее, академически/инженерная деятельность. Химическая и все виды промышленности требуют технологов процессов. Все чаще технологи будут заменяться на технологов-архитекторов-программистов. И через 30 лет новейшие производства смогут управляться 10-20 людьми, включая переналадку (перепрограммирование роботизированных линий).
Система машин и управления — к этому будут приходить современные молодые специалисты через 20 лет. Факторы успеха для молодых профессионалов:

быть в существующей системе управления (благодаря родителям);

технологически и предпринимательски участвовать в новых технологических прорывах (биткойн сделал некоторых тинейджеров и программистов миллионерами);

основное обучение — смотреть, как делают другие, и делать иногда иначе (редко, но метко).

Биотехнологии и связь — биосистема и человек. Для немногих, кто хочет пойти по этому пути:

прямой путь в Азию и их университеты, без языка и глубокого знания технологий в этой профессии делать нечего, скорее всего, уже есть группы технологических лабораторий.

ЭКОНОМИКА БУДУЩЕГО: РОБОТЫ ДЛЯ ВСЕХ ИЛИ ДЛЯ БОГАТЫХ?

У меня трое детей, и уже сейчас задумываюсь об их будущем профессиональном выборе.

У старшего ребенка очевидно математически-гуманитарный склад ума, поскольку он хорош и в цифрах, и в рассуждениях. Возможно, пойдет по биомедицинской или медицинской стезе (биомедицинские системы). У среднего очень технический склад ума, гораздо выше воля к победе и организованность. Планирую, чтобы пошел по технической («железо» машин) части, возможно, военной. Младшему всего 4 года, поэтому говорить рано, но вероятно, он способнее старших детей, постараюсь направить его по пути системы машин и управления.

Со своей стороны занимаюсь с ними программированием и математикой. Помимо обязательного английского планирую добавить им необычный язык — иврит или китайский. Также считаю важным показать им горизонт возможностей. Для этого сейчас есть огромное количество детских лагерей.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий